Статьи

Вопросы по 1С

Вопрос - ответ ...


- За что платят программистам?

- Программистам платят за результат, например за разработку нестандартной печатной формы "Счета на оплату", или, другой пример, за разработку нестандартного отчета о продажах по менеджерам компании.   

При этом ни Заказчики, ни сами Исполнители могут не учитывать тот факт, что они - программисты - не только программируют, но и анализируют, подбирают наилучший вариант решения, советуют или отговаривают от того или иного способа, в некотором смысле занимаясь консалтингом и обучением Заказчика.

Зачастую такого рода полезные для Заказчика и неоплаченные для Исполнителя "консультации-обучения" могут составлять существенную часть рабочего времени программиста. Бывает так, что программист весь день "на телефоне" и ничего не запрограммировал за день.


- На рынке 1С-услуг Казани много предложений от 500р/час до 1800р/час. Почему так?

- Порог для входа в профессию низкий - многие даже не учатся программированию, а берут готовые алгоритмы из интернета. Также некоторые "горе"-специалисты не работают на репутацию: если клиент начнет просить или требовать доработать алгоритм или исправить ошибку за свой счет, они - программисты - могут исчезнуть - не брать трубку, не отвечать на электронные письма или заблокировать переписку ватсап. А фрилансеры, у которых на сопровождении несколько постоянных клиентов, завышают тарифы только для новых клиентов из принципа "отказывать нельзя, поэтому пусть будет дорого". Но в целом, диапазон тарифов находится в пределах 1000-1500р/час, а 500р или 1800р за час для Казани это крайности.

- Все ли работают по договорам?

- Я думаю, что не все. Но в последнее время и налоговая, и служба безопасности обслуживающего банка могут затребовать договор в качестве доказательств по ряду вопросов: НДС, благонадежности контрагента.

Для самих программистов заключение договора со стороны нового Заказчика воспринимается как проявление намерения на сотрудничество. То есть, когда Заказчиком не только на словах озвучивается: "Да-да, мы готовы с вами работать" - но и фактически подписывается договор на сопровождение.

В моей практике были случаи, когда после подписания договора и получения консультаций и доработок, Заказчик отказывался от продолжения работы, не заплатив за работы - молча исчезал с радаров. В такие моменты понимаешь, что Заказчик просто разыгрывал спектакль. Но это редкие случаи.


- Какие условия закладываются в договора?

- В основном по договору оказания услуг используются контракты по классификации «время и материалы» - когда оплачивается фактически отработанное время и другие понесенные расходы (не относящиеся к программированию), например доставка оборудования, выезд на объект/в офис Заказчика, проведение телефонной конференции одновременно с несколькими сотрудниками Заказчика, проведение презентаций перед руководством, подготовка инструкций, предварительный анализ и поиск решения.

Основные положения договора типовые: прописывается тариф за час работы, а объем работ или трудоемкость задач или не прописываются (обговариваются устно), или прописываются допсоглашениями к договору.


- Возможно ли заранее определить объем работ, когда годовой бюджет проекта на 1 млн. руб?

- Я думаю, нет. Во-первых, покупая программу, большинство Заказчиков думают, что покупают готовый продукт: установил из коробки, и работать будет "как им надо".

Нет, конечно, работать будет так, как задумано методистами фирмы 1С. А это две большие разницы.

Во-вторых, после покупки Заказчик ожидает от "внедрения" программы силами Исполнителя получить законченное готовое решение - законченный программный продукт. И для Заказчика договор на внедрение это всегда договор с конечным результатом: за определенный и ограниченный срок, за определенный и ограниченный бюджет получить функционал "должно все работать".

При этом Заказчик сам не знает, что ему понадобится через год от программы в части функционала. Поэтому многие "внедрения" (с конечным результатом) трансформируются (плавно перетекают) в "сопровождение" (с бесконечным бэклогом). На самом деле, бэклог всегда "конечен", но если рассматривать сопровождение на несколько лет, то такая аналогия уместна.


*Бэклог - список входящих задач (до расстановки приоритетов)


Конечно, на этапе продажи проекта трудно убедить Заказчика, что внедрение=сопровождение, и что надо 1 млн. руб. (бюджет на внедрение) делить не на функциональные блоки и объемы работ, а на год работы нескольких специалистов во главе с руководителем проекта по часовой ставке каждого.

В общем, на старте никто не угадывает как заложить 1 млн. руб. на внедрение. И как следствие, многие крупные проекты выходят за рамки бюджета и сроки.


- Собственно, а что такое "проект"?

- Зачастую проект - это покупка программы и настройка (программирование) ее в процессе работы, так называемая адаптация. Многие Заказчики стараются заложить "ремонт" квартиры (адаптацию программы) до перехода права собственности (покупки программы). Не у всех это получается. Я предлагаю разделить процесс подбора-покупки программы и процесс ее адаптации: установите программу одному-двум ответственным сотрудникам после покупки. Через месяц-два у Заказчика будут вполне ясные цели и задачи, что и как автоматизировать с помощью программы, будут четкие требования к адаптации программы.


Продолжение следует...