Статьи

Когда внедрять штрихкодирование. Часть 3. Использование штрихкода в магазинах разных форматов

От того, какого формата будет магазин, по-разному будет строиться концепция использования штрихкода в организации продаж. О форматах было написано во второй части данного цикла статей.

Каждый формат магазина имеет потенциал развития благодаря внедрению автоматизации: от установки дисплеев покупателей до использования штрихкодов и терминалов сбора данных.


 


При этом положительный экономический эффект для каждого магазина достигается благодаря подобранному конкретно под данный формат «инструменту». То есть, что выгодно внедрить в магазине самообслуживания, совсем не обязательно внедрять в магазине предварительных заказов.


Магазины самообслуживания структурно состоят из трех элементов:

1) склад – товар подлежит штрихкодированию при поступлении,

2) зал выкладки/отбора товаров – весь товар заштрихкодирован, имеются ценники на каждый товар,

3) кассы – оборудованы стационарными проводными сканерами штрихкода.

Магазины самообслуживания встречаются в нашей повседневной жизни чаще, чем магазины предварительных заказов: мы покупаем продукты питания, одежду и т.д. Представить, что ваш офис продаж перерастет в магазин формата "самообслуживания", невозможно, и в этом нет необходимости. Нам достаточно понять только то, что, если в вашем магазине-складе присутствуют элементы магазина самообслуживания, то весь товар в зале выкладки/отбора товаров должен быть промаркирован штрихкодом.


Магазины предварительного заказа структурно состоят из трех элементов:

1) витрина – чаще всего товар не промаркирован штрихкодом, и отсутствуют ценники на товар, зато указаны артикулы и характеристики товара. Может быть оборудована дисплеями покупателя: с сенсорным экраном или нет, со сканером штрихкода или без. Иногда ставится обычный компьютер, к которому можно подойти покупателю с консультантом или без него для просмотра цены, наличия свободного остатка, дополнительных характеристик, аналогов.

 


Использование дисплеев покупателя не подразумевает обязательное использование штрихкодов, потому что товар можно идентифицировать по названию, по категории, по фотографии, по артикулу.


Оснащение магазина дисплеями экономически оправдано при большой площади магазина, при ассортименте товара более 10 тыс. позиций, при малом количестве консультантов.


2) выписка счета – не оборудована сканерами штрихкода, ввод товаров производится по артикулам вручную, оформляется товарная накладная или чек покупателя, на основании которого на складе будет выписан расходный ордер на товар.


3) и склад – товар может собираться без использования технологий штрихкодирования и без использования системы адресного хранения. Чаще всего на таком складе работает кладовщик-старожил.

Другой возможный вариант – склад оборудован стационарным рабочим местом кладовщика: компьютером и сканером штрихкода. При этом расходный ордер на товар заполняется на основании товарной накладной (чека покупателя), а при отгрузке производится контроль отбора товара – сканируется весь отгружаемый товар, и, если отобран ошибочный товар, система выдаст сообщение об ошибке. Вместо стационарного компьютера и сканера ШК можно использовать терминал сбора данных (с Wi-Fi-доступом к учетной программе 1С).

 


Применение штрихкода (технологий штрихкодирования) не так очевидно для магазинов формата "предварительных заказов", как, скажем, в магазинах "самообслуживания". О том, как использовать штрихкодирование и терминалы сбора данных в магазинах предварительных заказов и смешанных форматов, вы узнаете в следующей заключительной части данного цикла статей.

Конструктор сайтов
Nethouse